Информация о реализуемых образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин

Информация о реализуемых образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин

1.       Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ "Гимназия №10 г.Челябинска"

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ "Гимназия №10 г.Челябинска" разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644) с учётом изменений  (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915) и от 31 декабря 2015 г. N 1577 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40937), приказом Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61828)  (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательных отношений на уровне основного общего образования.

Разделы ООП

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

— пояснительную записку;

— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

— систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

— программу развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

— программы отдельных учебных предметов, курсов;

— программу воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

— программу коррекционной работы (в том числе работу  с одарёнными учащимися);

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации учебно-воспитательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

·         Учебный план основного общего образования;

·         Календарный учебный график;

·         План внеурочной деятельности;

Система условий реализации основной образовательной программы включает:

·         Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования

·         Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

·         Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования

·         Материально-технические условия реализации основной образовательной программы.

·         Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

·         Обоснование необходимых изменений  в имеющихся условиях  в соответствии  с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования

·         Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий

·         Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий

·         Контроль состояния системы условий

Назначение ООП

Основная образовательная программа основного общего направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Авторы документа

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом типа и вида образовательного учреждения (гимназия), а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.

Разработка основной образовательной программы основного общего образования осуществлялась школьной командой  в составе Осиповой И.В.., директора гимназии, Почётного работника общего образования РФ, Герасименко О.Н., Гусевой Е.Н., заместителей директора по УВР, Ушаковой Е.Е., заместителя  директора по ВР, Петряковой Л.Л., учителя физики, Шумовской Л.П., учителя химии и ОБЖ, Егоровой Т.В., учителя географии, Тарасовой Е.А., Шереметьевой Т.Г., учителей математики, Куликовой В.Н., учителей русского языка  и литературы, Савельевой А.В., учителя физической культуры, Вагина А.А., учителя информатики, зав. лаборатории  информатизации; Шелест К.Р., учителя биологии  и ОБЖ, Клавдиенко З.М., педагога-психолога, валеолога, Ивановой М.Н., учителя технологии; Еникеевой О.А., учителя изобразительного искусства. К созданию основной образовательной программы основного общего образования были привлечены  члены Совета МБОУ "Гимназия № 10 г.Челябинска" под руководством председателя Совета гимназии И.С.Алексеевой.

Учебные предметы, курсы, реализуемые  в рамках образовательной программы:

Русский язык

Родной русский язык Литература

Родная (русская) литература

Иностранный язык

Второй иностранный

язык

Математика

Информатика

История России.

Всеобщая история

Обществознание

География

Физика

Химия

Биология

Музыка

Изобразительное

искусство

Технология

Основы

безопасности жизнедеятельности

Физическая

культура

Мировая художественная

культура

Будущая профессия: мой выбор

В мире географических профессий

Деловой английский

Журналистика

Знай и люби Челябинск

Литературный кружок

Мировая художественная культура

Наглядная геометрия

Обществознание

Право

Прикладная математика

Проектная деятельность

Совершенствование видов двигательных действий  в физической культуре. Бадминтон

Совершенствование видов двигательных действий  в физической культуре. Фитнес-аэробика

Тропинка  к своему Я

Химия  в экспериментах

Черчение

Экспериментальная биология

Юный информатик

Юный физик

2.       Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ "Гимназия №10 г.Челябинска"

Цели и задачи реализации основной образовательной программы среднего общего образования

Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:

–             становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;

–             достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

–             формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

–             сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

–             обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;

–             обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);

–             обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;

–             установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;

–             обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;

–             развитие государственно-общественного управления в образовании;

–             формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

–             создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.

Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы среднего общего образования

Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, который предполагает:

–             формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

–             проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

–             активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

–             построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

                Основная образовательная программа формируется на основе системно-деятельностного подхода. В связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной, а процесс функционирования образовательной организации, отраженный в основной образовательной программе (ООП), рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержания образования на уровне среднего общего образования; форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагогов, обучающихся, их родителей  (законных представителей)); материальной базы как средства системы образования, в том числе с учетом принципа преемственности начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован как через содержание, так и через формы, средства, технологии, методы и приемы работы.

                Основная образовательная программа при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.

                Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.

                Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:

–             с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;

–             с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными;

–             с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;

–             с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

–             с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; бóльшим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.

                Переход обучающегося на уровень среднего общего образования совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

                Основная образовательная программа формируется с учетом принципа демократизации, который обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности в том числе через развитие органов государственно-общественного управления образовательной организацией.

                Основная образовательная программа формируется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

Общая характеристика основной образовательной программы

                Основная образовательная программа среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО, Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, учитывает региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации, обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

                Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной программы среднего общего образования.

                В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей основной образовательной программы среднего общего образования на базовом или углубленном уровнях основной образовательной программы среднего общего образования.

Общие подходы к организации внеурочной деятельности

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС СОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.

                Система внеурочной деятельности включает в себя жизнь ученических сообществ (в то числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов); курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий.

                Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.          

Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется профилями обучения (гуманитарный, социально-экономический). Вариативность в распределении часов на отдельные элементы внеурочной деятельности определяется  с учётом  особенностей МБОУ "Гимназия №10 г. Челябинска". Курсы внеурочной деятельности реализуются в гимназии на уровне среднего общего образования в соответствии с трёхсторонним договором на базе  ЧелГУ и силами вуза.

Для модуля гуманитарного профиля предложены следующие курсы:

1)       Анализ художественного текста;

2)       Английский язык. Страноведение. США;

3)       Проектная деятельность.

Для модуля социально-экономического профиля предложены следующие курсы:

1)       Актуальные вопросы обществознания. Социология;

2)       Актуальные вопросы обществознания. Политология;

3)       Актуальные вопросы обществознания. Экономика. Решение экономических задач;

4)       Актуальные вопросы обществознания. Право. Решение правовых задач;

5)       Проектная деятельность.

Учебные предметы, курсы, реализуемые  в рамках образовательной программы:

1. Русский язык (углублённый уровень)

2.Литература (углублённый уровень)

3.Литература (базовый уровень)

4. Иностранный язык. Английский язык (углублённый уровень)

5. Иностранный язык. Английский язык (базовый уровень)

6. История (базовый уровень)

7. Обществознание (базовый уровень)

8. География (базовый уровень)

9. Право (углублённый уровень)

10. Экономика (углублённый уровень)

11.Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия (углублённый уровень)

12. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия (базовый уровень)

13. Информатика (базовый уровень)

14. Физика (базовый уровень)

15. Химия (базовый уровень)

16. Биология (базовый уровень)

17. Астрономия (базовый уровень)

18. Физическая культура (базовый уровень)

19. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

Рабочие программы курсов  по выбору (факультативных  и элективных курсов)

20. Элективный курс «Индивидуальный проект»

21. Факультативный курс «Сложные случаи орфографии  и пунктуации»

22. Факультативный курс «Готовимся  к выпускному сочинению»

23.Факультативный курс «Современный отечественный литературный процесс»

24. Факультативный курс «Историческая география»

25. Факультативный курс «Азбука трудоустройства»

26. Факультативный курс «Математика в лингвистике»

27. Факультативный курс «Мировая художественная культура»

28. Факультативный курс «Английский язык. Страноведение. США»

29. Факультативный курс «Информатика. Пользовательский курс»

Рабочие программы курсов  внеурочной деятельности, реализуемых на базе ОО

30. Курс внеурочной деятельности «Анализ художественного текста»

31. Курс внеурочной деятельности «Английский язык. Страноведение. Великобритания»

32. Курс внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания. Право. Решение правовых задач»

33. Курс внеурочной деятельности «Математика  в экономике»

34. Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Рабочие программы курсов  внеурочной деятельности, реализуемых на базе ЧелГУ (сетевое взаимодействие)

35.Курс внеурочной деятельности «Проектная и исследовательская деятельность»

36. Курс внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания. Право. Решение правовых задач»

37. Курс внеурочной деятельности «Экономика. Решение экономических задач»

38. Курс внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания. Социология»

39. Курс внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания. Политология»

40. Курс внеурочной деятельности «Анализ художественного текста»

41. Курс внеурочной деятельности «Английский язык. Страноведение. Великобритания»